Диатез геморрагический - БСЭ
mindbreake

Диате'з геморраги'ческий (от диатез и греч. haimorrhages — кровоточащий), термин, объединяющий ряд патологических состояний врождённого или приобретённого характера, при которых основным проявлением является повышенная склонность к кровотечениям и кровоизлияниям. Механизм развития этих нарушений зависит от состояния системы свёртывания крови, тромбоцитарной системы и кровеносных сосудов. К заболеваниям, связанным с нарушением свёртывания крови, относятся: гемофилия, гемолитическая болезнь новорождённых и некоторые др. врождённые и приобретённые заболевания, связанные с недостаточностью этих компонентов, а также с повышенной фибринолитической активностью крови (заболевания, сопровождающиеся недостаточным образованием протромбина при авитаминозе К, вследствие нарушения пищеварения, поражения печени, при некоторых инфекционных заболеваниях, при передозировке антикоагулянтов и т.п.).

  Недостаточность тромбоцитарной системы обусловливает такие заболевания, как тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа, по имени немецкого врача П. Г. Верльгофа, описавшего её); геморрагическая наследственная тромбастения, или болезнь Гланцмана (по имени немецкого гематолога Э. Гланцмана) и ангиогемофилия, или болезнь Виллебранда (по имени финского гематолога Э. А. Виллебранда).

  К Д. г., возникающим в связи с увеличением проницаемости сосудистой стенки при сохранённой системе свёртывания крови, относят геморрагический васкулит. Развитие Д. г. вследствие повреждения сосудов наблюдается и при др. заболеваниях, макроглобулинемическом пурпуре Вальденстрёма (по имени шведского врача И. Вальденстрёма), цинге, цинге детей (болезнь Мёллера — Барлова — по имени немецкого врача Ю. Мёллера и английского врача Т. Барлова), различных инфекциях и интоксикациях.

  Геморрагический васкулит (капилляротоксикоз), или болезнь Шёнлейна — Геноха (по имени немецких врачей И. Л. Шёнлейна и Э. Г. Геноха, описавших заболевание), характеризуется болями в животе, геморрагическими кожными высыпаниями с зудом и припуханием суставов и патологоанатомическими изменениями мочи. Развитие болезни связано с повышенной проницаемостью и ломкостью кровеносных сосудов; имеет значение сенсибилизация организма — аллергены — самые различные вещества как бактериального, так и немикробного происхождения.

  Особой формой Д. г. является геморрагическая метропатия молодых девушек, проявляющаяся обильными маточными кровотечениями. В основе заболевания лежат гормональные нарушения гипофиза и яичников. Геморрагическая метропатия встречается главным образом в периоде полового созревания девочек.

  Лечение Д. г. зависит от его формы, проявлений и течения заболевания.

  Лит.: Кассирский И. А. и Алексеев Г. А., Клиническая гематология, 4 изд., М., 1970; Абезгауз А. М., Геморрагические заболевания у детей, Л., 1963; Тур А. Ф., Гематология детского возраста, 2 изд., Л., 1963.

  Р. Н. Рылеева, М. Я. Студеникин.

(обратно)

Андрей Анатольевич Николаев - «Превезе»
mindbreake

Вгоды «холодной войны» Соединенные Штаты Америки постоянно оказывали Турции, своему партнеру по НАТО, помощь морскими вооружениями. В конце 60-х годов флоту Турции было передано десять двухкорпусных океанских подводных лодок типа «Гэтоу», модернизированных по проекту «Гаппи» 45</sup>. Их топливные цистерны вмещают 472 тонны горючего, а максимальная проектная глубина погружения составляет 95 метров (312 футов). Одной из таких лодок была «Энтемедор» («Eiitemedor»), ранее именовавшаяся «Чиквик» («Chickwick»), a в Турции названная «Превезе» («Prevese»). Она была получена Турцией в 1973 году. Развитие турецкого флота зеркально отражает усиление морской мощи се основного соперника - Греции.

Страна: Турция

Дата спуска на воду: 17 декабря 1944 г.

Экипаж: 85

Водоизмещение: надводное - 11 526 т, подводное - 2424 т

Размерения: 95м х 8,3м х 4,1м

Вооружение: десять 533гмм торпедных аппаратов (24

торпеды), 127гмм палубное орудие

Силовая установка: двухвальная, дизельгэлектрическая общей

мощностью 6500/2750 л.с.

Дальность плавания надводным ходом: 11 000 мор. миль (20 372 км) на 10 узлах

Скорость: при надводном ходе - 20 узлов,

при подводном ходе - 8,7 узла



Петр Ильич Чайковский, Олег Ермишин
mindbreake

(1840—1893 гг.)

композитор

Большой талант требует большого трудолюбия.


В художнике безусловная правда не в банальном, протокольном смысле, а в высшем, открывающем нам какие-то неведомые горизонты, какие-то недосягаемые сферы, куда только музыка способна проникнуть.


Вдохновение рождается только от труда.


Вдохновение – это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем работать нужно всегда… и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение.


Диссонанс есть величайшая сила музыки.


Единственное спасение в душевном горе – это работа.


Если б то состояние души артиста, которое называется вдохновением, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить.


Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности.


Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу.


Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут все еще служить источником новых музыкальных мыслей.

Сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей.


Тщеславный человек всегда бывает низок.


В Испанию под конвоем, Николай Дорожкин
mindbreake

20 августа 1498 года южная часть флотилии K°лумба, завершив пересечение Карибского моря, достигла Эспаньолы. Но в отсутствие вице-короля на острове воцарился хаос. Высокомерные идальго, не признававшие власть назначенцев Колумба, подняли вооружённое восстание против его брата Бартоломео и устроили, говоря языком российских газет конца ХХ века, «полный беспредел». Они превращали индейцев в рабов, развлекались, отстреливая их из арбалетов, прибывших из Испании переселенцев изнуряли тяжким трудом на своих плантациях. Во главе мятежников встал некто Ролдан, главный судья этой колонии – «…человек, которого Колумб вывел в люди из ничтожества и который, по обыкновению, совсем забыл об этом», – пишет русский биограф Колумба Я.В. Абрамов.

Колумб бросился усмирять бунтовщиков со всей суровостью, но, увидев, что время упущено и силы неравны, ради прекращения беспорядков вынужден был начать длительные переговоры с Ролданом и, в конце концов, пойти на унизительные для себя соглашения. Каждый мятежник получил большой участок земли под «фазенду» и некоторое количество «душ», то есть индейцев для соответствующих работ. За побег владелец имел право казнить виновного или обратить его в рабство. Этим Колумб официально положил начало распространению системы закрепощения индейцев, позже описанной во многих произведениях художественной литературы.

К этому времени у Колумба объявился удачливый конкурент. Португалец Васко да Гама открыл морской путь в настоящую, не «западную» Индию (1498 г.), и завязал с ней торговлю. Стало окончательно ясно, что Земли, открытые Колумбом, не имели к Индии никакого отношения. Это бы ещё и ничего, но удачливый португалец вернулся на родину с большим грузом пряностей и прочих индийских ценностей. А королевская казна Испании продолжала получать от «Индии» Колумба ничтожные доходы. Сам Колумб оказался в глазах королевского двора обманщиком. Этим воспользовались завистники адмирала. Королевские секретари не успевали ломать печати на пакетах с доносами, в которых «доброжелатели» обвиняли вице-короля в присвоении части королевских доходов. Подоспели и сообщения из Эспаньолы о мятежах и казнях дворян. В 1499 году королевская чета отменила монополию Колумба на открытие новых земель. Этим воспользовались некоторые спутники адмирала, мгновенно перешедшие в стан его противников.

Высочайшим указом на Эспаньолу был направлен с неограниченными полномочиями идальго Франсиско Бовадилья, известный при дворе враждебным отношением к Колумбу. Устные инструкции, полученные от короля, давали Бовадилье право поступить с мятежниками, а заодно и с вице-королём так, как он сочтёт нужным для пользы короны.

Прибыв на Эспаньолу, дон Франсиско Бовадилья воспользовался королевскими полномочиями в полной мере. Колумб вынужден был сдать ему все построенные крепости, корабли, лошадей, продовольственные запасы и всё оружие. Бовадилья поселился в доме Колумба, «приватизировал» все его вещи, а также документы и деньги адмирала. Когда же чрезвычайный уполномоченный выплатил всем колонистам задержанное жалованье и дал разрешение каждому испанцу добывать золото с условием отдавать в казну седьмую часть (вместо прежней трети), он сделался всеобщим кумиром.

Адмирала Колумба и его братьев Бартоломео и Диего наместник арестовал и заковал в кандалы. Проведя длительное следствие, изнурительное физически и унизительное морально для Колумбов, Бовадилья признал адмирала человеком «жестокосердным и неспособным управлять страной» и, не снимая с братьев кандалов, отправил всех троих в Испанию.

Однако сторонники K°лумба в Испании тоже не дремали. Хорошо понимая значение открытых адмиралом земель, влиятельные финансисты, заинтересованные в развитии колоний, смогли убедить королеву Изабеллу воздействовать на Фердинанда. Приводимые ими аргументы носили экономический характер. Финансисты лучше знают психологию властей, чем самые лучшие психологи. «Какая мораль, когда речь идёт о золоте и жемчуге?» – рассуждали они.

Когда в октябре 1500 года доставивший узников корабль вошёл в порт Кадис и город узнал, что великий путешественник закован в цепи, «…взрыв негодования раздался по всей Испании. Испанские идальго могли смотреть свысока на Колумба как на выскочку, они могли относиться к нему враждебно, но подлый поступок, который позволил себе по отношению к нему Бовадилья, вызвал краску стыда на лицах всех испанцев. Все, не исключая врагов Колумба, требовали восстановления его прав и наказания Бовадильи. Изабелла была в отчаянии, когда узнала об ужасном оскорблении, нанесенном Колумбу. Она немедленно приказала освободить его и написала ему письмо, в котором просила простить ей и испанской короне чудовищное насилие, совершенное над ним, обещала ему полную справедливость и просила его прийти к ней. Коварный Фердинанд также подписался под этим письмом» (Я.В. Абрамов, «Христофор Колумб»).


Предисловие, Антон Шаганов
mindbreake

Налим, рыба из детства

До сих пор помню своего первого, в детстве пойманного налима: жаркий июльский полдень, журчащие струи приятно холодят босые ноги, напряженные пальцы осторожно шарят под обросшими синевато-зеленой тиной камнями, внезапное ощущение живой затрепетавшей плоти под руками там, в крохотной подводной пещере… Выхваченный под жабры трофей невелик, чуть больше столовой ложки, но стоящий на берегу отец внимательно разглядывает усатого пленника, свернувшегося кольцом на дне бидончика, и уважительно говорит: «Ну-у, ты добытчик…»

Да и мне улов был в диковинку — отчего-то ни разу не попадались налимы среди плотвичек, окуньков, уклеек и других рыбешек, которых я немало наудил в нашей речке. Отец объяснил, почему: нрав у налима особый, скрытный и привычки странные, совсем не похожие на нравы других подводных обитателей. Спит, когда другие бодрствуют, а ночью выходит на охоту; в теплое время года сонный и апатичный, зато зимой без устали охотится, нагуливает жир на год вперед, и даже нерестится в самую лютую стужу… В общем, мало шансов у юного рыболова случайно поймать налима…

Вдохновившись отцовскими рассказами, к осени я смастерил несколько донок-закидушек и небольшой, на десяток крючков, переметик. И в первую же выбранную для налимьей рыбалки ночь без улова эти снасти не остались… А того, первого налима, я отпустил, рассмотрев хорошенько, — пусть подрастает. Жаль, никак не пометил — вполне может быть, потом еще встречались…

Много воды утекло с тех пор в налимьих реках, многих других рыб доводилось ловить в самых разных водоемах, а особое отношение к налиму осталось. Глубокой осенью, холодной, дождливой, когда все нормальные рыболовы сидят дома и перебирают зимние снасти в нетерпеливом ожидании ледостава — я еду за налимом. За рыбой из детства.


ВОРОВАТЫЙ МУЖИК. Александр Николаевич Афанасьев
mindbreake

Жила-была старуха, у ней было два сына: один-то помер, а другой в дальню сторону уехал. Дня три спустя как уехал сын, приходит к ней солдат и просится: «Бабушка, пусти ночевать». – «Иди, родимый. Да ты откудова?» – «Я, бабушка, Никонец, с того свету выходец». – «Ах, золотой мой! У меня сыночек помер; не видал ли ты его?» – «Как же, видел; мы с ним в одной горнице жили». – «Что ты!» – «Он, бабушка, на том свете журавлей пасет». – «Ах, родненький, чай он с ними замаялся?» – «Еще как замаялся! Ведь журавли-то, бабушка, всё по шиповнику бродят». – «Чай, он обносился?» – «Еще как обносился-то, совсем в лохмотьях». – «Есть у меня, родимый, аршин сорок холста да рублев с десяток денег; отнеси к сынку». – «Изволь, бабушка!» Долго ли, коротко ли, приезжает сын: «Здравствуй, матушка!» – «А ко мне без тебя приходил Никонец, с того света выходец, про покойного сынка сказывал; они вместе в одной горнице жили; я услала с ним туда холстик да десять рублев денег». – «Коли так, – говорит сын, – прощай, матушка! Я поеду по вольному свету; когда найду дураковатей тебя – буду тебя и кормить и поить, а не найду – со двора спихну!» Повернулся и пошел в путь-дорогу.

Приходит в господску деревню, остановился возле барского двора, а на дворе ходит свинья с поросятами; вот мужик стал на колени и кланяется свинье в землю. Увидала то из окна барыня и говорит девке: «Ступай спроси, чего мужик кланяется?» Спрашивает девка: «Мужичок, чего ты на коленях стоишь да свинье поклоны бьешь?» – «Матушка! Доложи барыньке, что свинья-то ваша пестра, моей жене сестра, а у меня сын завтра женится, так на свадьбу прошу. Не отпустит ли свинью в свахи, а поросят в поезд?» Барыня как выслушала эти речи, и говорит девке: «Какой дурак! Просит свинью на свадьбу, да еще с поросятами. Ну что ж! Пусть с него люди посмеются. Наряди поскорей свинью в мою шубу да вели запрячь в повозку пару лошадей, пусть не пешком идет на свадьбу». Запрягли повозку, посадили в нее наряженну свинью с поросятами и отдали мужику; он сел и поехал назад.

Вот воротился домой барин, а был он в то время на охоте. Барыня его встречает, сама со смеху помирает: «Ах, душенька! Не было тебя, не с кем было посмеяться. Был здесь мужичок, кланялся нашей свинье: ваша свинья, говорит, пестра – моей жене сестра, и просил ее к своему сыну в свахи, а поросят в поезжане». – «Я знаю, – говорит барин, – ты ее отдала». – «Отпустила, душенька! Нарядила в свою шубу и дала повозку с парою лошадей». – «Да откуда мужик-то?» – «Не знаю, голубчик!» – «Это, выходит, не мужик – дурак, а ты – дура!» Рассердился барин, что жену обманули, выбежал из хором, сел на виноходца и поскакал в погоню.

Слышит мужик, что барин его нагоняет, завел лошадей с повозкою в густой лес, а сам снял с головы шляпу, опрокинул наземь и сел возле. «Эй ты, борода! – закричал барин. – Не видал ли – не проехал ли здесь мужик на паре лошадей? Еще у него свинья с поросятами в повозке». – «Как не видать! Уж он давно проехал». – «В какую сторону? Как бы мне его догнать!» – «Догнать – не устать, да повёрток много; того и смотри заплутаешься. Тебе, чай, дороги неведомы?» – «Поезжай, братец, ты, поймай мне этого мужика!» – «Нет, барин, мне никак нельзя! У меня под шляпою сокол сидит». – «Ничего, я постерегу твоего сокола». – «Смотри, еще выпустишь! Птица дорогая! Меня хозяин тогда со свету сживет». – «А что она стоит?» – «Да рублев триста будет». – «Ну коли упущу, так заплачу». – «Нет, барин, хоть теперь ты сулишь, а что после будет – не ведаю». – «Экой невера! Ну вот тебе триста рублев про всякий случай». Мужик взял деньги, сел на виноходца и поскакал в лес, а барин остался пустую шляпу караулить.

Долго ждал барин; уж и солнышко закатывается, а мужика нет как нет! «Постой, посмотрю: есть ли под шляпою сокол? Коли есть, так приедет; а коли нет, так и ждать нечего!» Поднял шляпу, а сокола и не бывало! «Экой мерзавец! Ведь, наверно, это был тот самый мужик, что барыню обманул!» Плюнул с досады барин и поплелся к жене; а мужик уж давно дома. «Ну, матушка, – говорит старухе, – живи у меня; есть на свете и тебя дурашливее. Вот ни за что ни про что дали тройку лошадей с повозкою, триста рублев денег да свинью с поросятами».


БСЭ | Емлютин Дмитрий Васильевич
mindbreake

Емлю'тин Дмитрий Васильевич (1907, деревня Лбы, ныне Брянской области, — 19.7.1966, Саратов), один из руководителей партизанского движения во время Великой Отечественной войны 1941—45, Герой Советского Союза (1.9.1942), полковник. Член КПСС с 1931. Родился в семье крестьянина, работал слесарем. В 1929—31 в Красной Армии. После демобилизации направлен в органы госбезопасности. С октября 1941 в составе партизанского отряда находился в тылу врага в Брянских лесах. С апреля 1942 возглавлял объединённое командование всех партизанских отрядов, действовавших в юго-западных районах Орловской и северной части Сумской области. Партизаны изгнали немецких оккупантов из 370 населённых пунктов и образовали в южном массиве Брянских лесов партизанский край с населением свыше 200 тыс. чел. Объединённое командование во главе с Е. успешно руководило летом 1943 обороной края против 2 немецких и 2 венгерских дивизий. С конца 1943 Е. работал в Центральном штабе партизанского движения, затем в органах госбезопасности. С 1957 в отставке. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.

(обратно)

Радиолюбительская станция / БСЭ
mindbreake

Радиолюби'тельская ста'нция, приёмо-передающая или приёмная радиостанция, служащая для радиолюбительской связи или для наблюдения за нею. Приёмо-передающая Р. с. состоит из передатчика, приёмника и антенны, приёмная — из приёмника и антенны. Последние устанавливают, как правило, начинающие радиолюбители для наблюдения за работой приёмо-передающих Р. с. Различают приёмо-передающие Р. с. индивидуального и коллективного пользования, коротковолновые и ультракоротковолновые. Кроме того, в зависимости от квалификации радиолюбителя — владельца индивидуальной или начальника коллективной станции — Р. с. подразделяют на 3 категории, различающиеся по предельной мощности передатчика, режиму работы и диапазонам радиоволн. В СССР разрешение на право установки и эксплуатации Р. с. выдаётся Государственными инспекциями электросвязи Министерств связи союзных республик по ходатайству областного, краевого или республиканского комитетов ДОСААФ СССР. По советскому законодательству (постановление Пленума Верховного суда СССР от 3 июля 1963) умышленное ведение радиопередач, связанных с проявлением явного неуважения к обществу, грубо нарушающих общественный порядок либо создающих помехи радиовещанию или служебной радиосвязи, квалифицируется как хулиганство.

  Лит. см. при ст. Радиолюбительская связь.

  И. В. Казанский.

(обратно)

Любовь Чурина | Прошивки
mindbreake

Внимательно, не торопясь, выплетая по раппорту кольца, можно получить красивые многомерные кружева, которыми украшают, например, платочки или используют их как шейную часть (первый ряд) воротников, довязывая эти прошивки и мережки по другим схемам.

Прошивка «Следы невиданных зверей»

Все кольца этой прошивки соединены между собой соединительными пико, а кольца верхнего ряда соединяются с кольцами нижнего ряда ножкой.

Прошивку выполняют следующим образом. Сначала плетут первое кольцо по раппорту, затем работу переворачивают, и сплетенное первое кольцо опускается вниз. Затем оставляют ножку (согласно раппорту – 0,5 см). Далее плетут второе кольцо по раппорту. Работу снова переворачивают, и втрое кольцо опускается, а первое поднимается. Плетут третье кольцо до соединительного пико, делают сцепку с первым кольцом, кольцо доплетают, работу переворачивают и так далее. Все кольца и ножки должны быть одинаковыми.

Прошивка «Прыг-скок»

Прежде чем приступить к выполнению работы, обратите внимание на то, что в этой прошивке кольца находятся в верхнем и нижнем рядах, следовательно, не забывайте переворачивать ра– боту после каждого сплетенного кольца. Также надо отметить, что у колец разные раппорты. Все кольца соединены пико.

Мережка «Моя агава»

При выполнении этого образца обратите внимание на то, что в прошивке используется элемент «трилистник». Он интересен тем, что все кольца выходят почти из одной точки. Примечательно, что кольца 1 и 3 симметричны.

Прошивка «Подвески королевы»

В прошивке «Подвески королевы» кольца верхнего ряда меньше колец нижнего. Поэтому прошивка не укладывается по прямой, а идет на закругление. В таких прошивках, чем больше нижние кольца и меньше верхние, тем круче закругляется кружево.

Закругление можно также регулировать длиной соединительного пико – чем оно длиннее, тем меньше закругление.


Екатерина Геннадьевна Горбачева | Дмитрий Борисович Кабалевский
mindbreake

Один из выдающихся композиторов XX века Дмитрий Кабалевский родился в 1904 году в Петербурге в семье выпускника Петербургского университета, математика по образованию. Уже в раннем детстве у Дмитрия проявились разносторонние способности, развитие которых его родители всячески поощряли.

В 1918 году семья Кабалевских переехала в Москву, где мальчик, достигший к тому времени 14-летнего возраста, поступил в музыкальный техникум, а затем в консерваторию. Там его учителями были Н. Я. Мясковский (класс композиции) и А. Б. Гольденвейзер (класс специального фортепиано).

В годы учебы в этом заведении Кабалевский принимал активное участие в работе «Проколла» – производственного коллектива студентов, боровшихся за «новую музыку», понятную рабочим. Члены «Проколла» создавали массовые песни и, посещая фабрики и заводы, вели пропаганду своих взглядов.

По окончании консерватории Кабалевский преподавал в ней, в разное время работал на радио, был редактором журнала «Советская музыка», заведовал сектором музыки Института истории искусств АН СССР, являлся одним из руководителей Союза композиторов.

При этом следует отметить, что Кабалевский не отличался блестящим композиторским талантом и, вполне отдавая себе отчет в этом, компенсировал данный «недостаток» многосторонней деятельностью, благодаря которой ему удалось стать самым титулованным и известным музыкантом страны. Кабалевскому больше, чем кому-либо другому из его современников, удалось приспособиться к требованиям, выдвигаемым той эпохой тоталитарного общества. Поэтому композитор и смог удержаться среди тех, кто диктовал художественную политику, определял рамки искусства соцреализма.

Тем не менее в творческом наследии Кабалевского есть несколько замечательных произведений: оперы «Кола Брюньон, или Мастер из Кламси» (1938), «В огне» (1943), «Семья Тараса» (1950), «Никита Вершинин» (1955), «Сестры» (1969), оперетта «Весна поет» (1957), реквием, 4 симфонии, 3 концерта для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, 2 концерта для виолончели с оркестром, фортепианные пьесы, романсы и песни для детей.

Умер Кабалевский в 1987 году в Москве.


?

Log in